Роль темперы в технике старых мастеров

Рейтинг брендовых изделий

Темпер от Motta

Один из лучших производителей. По мнению покупателей,  качественные, удобные в использовании, материалы высококачественные. Купить можно как в самом магазине, так и интернет-площадках.

Темпер Motta
Достоинства:

  • Качественный материал;
  • Положительные отзывы;
  • Хорошая репутация фирмы.

Недостатки:

Не выявлены.

Темперы от Tiamo

Этот производитель смог добавить новый материал – резину при изготовлении ручек. В комплекте будет идти специальная резиновая подставочка, которая не даст изделию скользить по столу. Платформа производится из высококачественной стали.

Темпер Tiamo
Достоинства:

  • Качественные материалы;
  • Положительные отзывы.

Недостатки:

Мало информации о товарах и фирме.

Reg Barber

Это мастерская, которая делает темперы по индивидуальным заказам. Отдельно выбирается ручка и платформа. Выбор огромен! Много цветов и самые различные материалы. Ручки могут быть: деревянные, алюминиевые, анодированные. Платформа выполнена из нержавеющей стали. Форма может быть: плоска, выпуклая, округлая. Диаметр: от 40-59 мм. Работа выполняется своими руками без штамповки. Ниже будет представлена характеристика одной из популярных моделей данного производителя.

Reg Barber темпер
Достоинства:

  • Качественные материалы;
  • Положительные отзывы;
  • Ручная работа;
  • На сайте содержится вся информация;
  • Большой выбор.

Недостатки:

Не выявлены.

Что представляют собой темперные краски?

Название возникло от сочетания «смешивание красок» (от латинского «temperare»), так как этот тип краски, как раньше, так и сейчас, получают путем смешивания составляющих. Темперная краска состоит из нескольких компонентов – порошковый красящий пигмент в основе, связующее вещество (один из нескольких вариантов – натуральный или искусственный), масло, вода.

При смешивании в нужной пропорции, получается густая однородная масса, легко смешивающаяся с водой для получения более светлого оттенка или выполнения более тонкого письма, лессировки. Многообразие приемов и текстур, возможных с использованием темперы, делает работу художника действительно творческой. Темперные краски позволяют писать в разных техниках, на различной основе – холст, дерево, картон, бумага – самые распространенные из современных основ для темперной живописи.

Что такое темпера

Темпера – это древнейшая техника, зародившаяся, предположительно, в Античном Египте. Древнеегипетские мастера научились получать качественные краски на основе сухих порошковых пигментов (основа темперы), смешивая их с эмульсиями на натуральной или искусственной основе. Первоначально этот вид живописи применялся для росписи пирамид.

На протяжении тысячелетий темпера была наиболее востребованной техникой в изобразительном искусстве. Художники ценили ее за универсальность. Работы, выполненные в этой художественной технике, отличались глубокой матовой фактурой. Краски не разрушались, сохраняли яркие оттенки.

С появлением техники масляного письма популярность темперы стала постепенно угасать. Но сегодня мы видим постепенный возврат к забытой технике. Качество темперных красок, разработанных на основе полимерных составов, пришлось по душе многим современным мастерам.

Происхождение термина

В основе определения «темпера» лежит латинский термин «temperare», который буквально переводится как «смешивать в определенной пропорции». Мастера древности сами делали краску, используя в качестве красящего пигмента цветные минералы. Их измельчали их в порошок и смешивали в определенных пропорциях с эмульсией на основе яичного желтка.

В некоторых источниках высказывается другое предположение: название техники могло произойти от итальянского слова «tempo» (буквально – «время»), так как связующие эмульсии отличались быстрым высыханием. Художники должны были наносить краску на холст очень оперативно, «в темпе». Технология изготовления темперных красок и работы с ними впервые были описаны итальянским художником Ченнино Ченнини в трактате «Книга об искусстве».

История живописи темперой

Темперная живопись зародилась в Древнем Египте, более 3 тысяч лет назад. Египетские мастера применяли ее при росписи саркофагов. Многие живописцы стремились узнать технику приготовления стойких темперных красок. Постепенно метод стал распространяться, приобретать популярность.

Успение БогородицыФеофан Грек

Многочисленные находки археологов говорят об использовании темперы в странах Ближнего Востока, Индии, Древней Греции. Здесь техника темпера использовалась преимущественно во фресковой живописи.

БогоматерьФеофан Грек

В древнем Риме темперу впервые применили в монументальной живописи. Об этом свидетельствуют многочисленные раскрашенные статуи, стены древнего Колизея, испещренные картинами гладиаторских боев. А среди самых известных примеров использования темперной живописи в римском искусстве называют портрет императора Септимуса Северуса с семьей на деревянной панели.

Тондо Северов. Луций Септимий, Юлия Домна, Каракалла и Гета, лицо которого стёрто

Большой след оставила темпера и в искусстве Византии, придя на смену энкаустику. С крещением Руси эту традицию переняли и русские иконописцы. В XV веке темпера стала очень популярна в России. Применялась она, главным образом, в иконописи и народном творчестве (искусство Палеха).

Одигитрия СмоленскаяДионисий

Среди известных иконописцев, работающих в технике темперы, были Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. Почти все иконы, составляющие основу духовного наследия, написаны темперными красками. Художников привлекала доступность красок, простота приготовления и отличное качество. Они очень ценили то, что краски, с течением времени, оставались яркими и не тускнели.

Святая ТроицаАндрей Рублёв

С этого времени темпера прочно заняла лидирующее место в Росси вплоть до XVII века. И только в XX веке, благодаря появлению современных качественных материалов популярность техники опять существенно возросла.

Какие темперные краски купить?

По своему составу темперные краски отличаются по связующему компоненту, определяющему свойства и внешний вид готового произведения. В качестве эмульсии используют:

  • Целое яйцо или только его желток, разведенные водой;
  • Казеиново-масляная, (здесь растительное масло используется для разведения казеина, высыхая впоследствии);
  • ПВА (поливинилацетатная);
  • Акриловая;
  • Восково-масляная.

Яичную готовят в домашних условиях, остальные – промышленным способом.

Использование различных эмульсий делает более разнообразной и текстуру готового произведения. Например, можно купить темперные краски с акрилом в качестве эмульсии матовые, полуматовые или глянцевые. Традиционная яичная смесь будет после высыхания иметь более бархатистую текстуру. А выполненное восково-масляной темперой произведение не требует дополнительного покрытия (воск отлично справляется с защитной функцией). Какие темперные краски купить – зависит от эффекта, который художник стремится получить в итоге.

Как сохранить высокое качество красок?

Несмотря на то, что срок хранения темперных красок, купить которые можно прямо на сайте, существенно выше, чем приготовленных дома, необходимо соблюдать некоторые условия, чтобы сохранить качественные показатели, структуру и иметь возможность полноценно использовать в своем творчестве.

Качественная краска, независимо от типа эмульсии представляет собой густую однородную смесь, которая не расслаивается, не густеет и не имеет неприятных запахов после хранения в тубе. Если при открытии тюбика, обнаружится один из перечисленных недостатков – не стоит его использовать – краска или низкого качества, или хранилась в неправильных условиях, или истек срок годности.

В таком случае купить темперные краски этого оттенка, скорее всего, придется снова, поэтому важно изначально выбирать надежного производителя и магазин, а также соблюдать правила хранения после покупки. Замораживать или перегревать такую краску нельзя, идеальная температура для нее – комнатная

Также, не стоит оставлять под прямыми солнечными лучами – от этого нарушается структура темперы.

Некоторые виды темперной краски могут незначительно изменять оттенок после высыхания – это зависит от типа эмульсии, но ни одна из них не растрескивается со временем.

История живописи темперой

Темперная живопись зародилась в Древнем Египте, более 3 тысяч лет назад. Египетские мастера использовали его при росписи саркофагов. Многие художники стремились освоить технику изготовления стойких темперных красок. Постепенно метод стал распространяться, набирать популярность.

Успение Богородицы Феофан Грек

Многочисленные находки археологов говорят об использовании темперы в странах Ближнего Востока, Индии и Древней Греции. Здесь в фресковой живописи в основном применялась темперная техника.

Наша дама Феофан Грек

В Древнем Риме темпера впервые использовалась в монументальной живописи. Об этом свидетельствуют многочисленные расписные статуи, стены древнего Колизея, испещренные изображениями гладиаторских боев. А среди самых известных примеров использования темперной живописи в римском искусстве — портрет императора Септимия Севера с семьей на деревянном панно.

Тондо Северов. Луций Септимий, Юлия Домна, Каракалла и Гета, лицо которой стерто

Темпера также оставила большой след в искусстве Византии, заменив энкаустику. С крещением Руси эту традицию переняли русские иконописцы. В 15 веке темпера стала очень популярной в России. В основном он использовался в иконописи и народном творчестве (искусство Палеха).

Одигитрия Смоленская Дионисий

Среди известных иконописцев, работавших в технике темперы, были Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев. Почти все иконы, составляющие основу духовного наследия, написаны темперными красками. Художников привлекала доступность краски, простота приготовления и отличное качество. Они высоко оценили тот факт, что со временем цвета оставались яркими и не тускнели.

Святая Троица Андрей Рублев

С тех пор темпера занимала ведущее место в России вплоть до XVII века. И только в 20 веке, благодаря появлению современных качественных материалов, популярность технологии вновь значительно возросла.

Виды темперы

Все темперные краски создают по единой технологии, а различаются, главным образом, эмульсионными компонентами. Основные виды темперных красок:

  • яичная (в качестве эмульсии применяются свежие куриные яйца);
  • казеино-масляная (связующими веществами выступают водная эмульсия казеина и растительное масло);
  • акриловая (содержат водную взвесь полиакрилатов);
  • восково-масляная (готовят на основе эмульсии воска с водой с добавлением растительных масел и поверхностно-активных веществ);
  • поливинилацетатные (современные виды красок на основе водной эмульсии клея ПВА).

В древности использовали краски на основе натуральных ингредиентов (наиболее была распространена яичная). Для приготовления эмульсии использовался яичный белок (иногда с добавлением желтка), смешанный с водой в определенной пропорции. У яичного желтка идеальный эмульгирующий состав (яичное масло, лицетин, альбумин), позволяющий делать краски необычайно твердыми и качественными.

Еще в состав краски входили натуральный консервант (белое вино, уксус), красящий пигмент, натуральный ароматизатор.

Остальные виды темперы появились гораздо позже. Сегодня они изготавливаются промышленными методами на основе современных технологий.

Что такое темпера

Слово «темпера» вошло в обиход русских художников сравнительно недавно, и потому естественно, что ему часто у нас придается не то значение, которое ему принадлежит; вот почему следует прежде всего сказать несколько слов по поводу самого термина.В отдаленные времена (в XV—XVI веках) в Италии под словом «tempera» (происходящим от латинского «temperare» — соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. В современной Италии ему чаще придается уже более узкое значение: под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо. В научной литературе по технике живописи в наше время принято называть темперой связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии; вот почему она носит также название «эмульсионной темперы», в отличие от клеевой живописи, которая нередко присваивает себе название темперы.До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника ее. В Греции пользуются ею для церковной живописи, у нас же — для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова возбуждает к себе интерес. Но отжившая техника не могла уже удовлетворять в полном объеме запросам позднейших художников, и потому в нее вводятся значительные видоизменения: из темперы с натуральной эмульсией она преобразуется в темперу с искусственной эмульсией. Темпера в этом обновленном и измененном виде скоро завоевывает себе прочное положение и быстро распространяется в Европе.В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно — исключительно на масляной живописи.Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гумми-арабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.

Что представляют собой темперные краски?

Название возникло от сочетания «смешивание красок» (от латинского «temperare»), так как этот тип краски, как раньше, так и сейчас, получают путем смешивания составляющих. Темперная краска состоит из нескольких компонентов – порошковый красящий пигмент в основе, связующее вещество (один из нескольких вариантов – натуральный или искусственный), масло, вода.

При смешивании в нужной пропорции, получается густая однородная масса, легко смешивающаяся с водой для получения более светлого оттенка или выполнения более тонкого письма, лессировки. Многообразие приемов и текстур, возможных с использованием темперы, делает работу художника действительно творческой. Темперные краски позволяют писать в разных техниках, на различной основе – холст, дерево, картон, бумага – самые распространенные из современных основ для темперной живописи.

История создания краски

Темперные краски сегодня представляют собой сухие пигменты, смешанные с эмульсиями (специальными связующими), хотя рецепт был изобретен более трех тысяч лет назад в Древнем Египте. В то время ей расписывали памятники и саркофаги. Зная отличные эмульгирующие свойства куриных яиц, египетские художники решили использовать их для изготовления красок.

Сфера применения яичной темперы со временем расширилась. Появился первый опыт его использования в станковой живописи (фаюмские портреты — посмертные картины египтян, выполненные примерно в III-IV вв).

Так как цветных пигментов в то время было немного, египтяне стали использовать в качестве красителя яичные желтки (его добавляли в краску для получения оттенков желтого и коричневого).

Большое значение имело качество желтков. Яйца сельских кур-несушек имели светлые желтки, а темперные работы сельских художников имели более насыщенные оттенки, чем картины, выполненные в городе.

Следующим материалом для изготовления темперной краски, использовавшейся в виде эмульсии, был органический жир (бараний, куриный и даже крокодиловый). Краски на их основе имели более густую консистенцию, а значит, отличались высокой насыщенностью оттенков.

Постепенно темперная живопись стала распространяться по всему миру. Качество красок не может быть одинаковым. В Египте уже в то время был открыт знаменитый синий пигмент, который позволял получать темперой несколько разных цветов. В Европе цветные пигменты были труднодоступны, там использовали желтую глину. Поэтому знаменитые картины ранних европейских художников написаны желто-коричневой палитрой.

Особенно выделяются темперные картины греческих авторов. Свои краски они делали на основе оливкового масла, что придавало им особую текстуру и блеск. Недостатком оливковой краски было долгое время высыхания.

В России яичная темпера нашла применение в основном в церковной росписи. Благодаря этой технике до наших дней дошли замечательные образцы древней храмовой росписи и иконописи.

Современные синтетические краски, изготовленные по новейшим технологиям, отличаются высоким качеством, а сегодня темперные краски вновь обретают былую популярность. Композиции идеально ложатся на холст, долго остаются яркими и отличаются широкой цветовой гаммой.

Темперные краски – история и особенности применения

Этот вид красок используют уже более 3 тысяч лет – именно их веками применяли в станковой живописи, широко использовали в иконописи. Саркофаги фараонов древнего Египта расписаны ими. Микеланджело и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Коррэджо использовали ее при написании своих работ. Масляные краски при своем появлении на некоторое время стали более популярны среди профессиональных художников, темперные же продолжали жить в народной росписи.

Разницу показало время – когда картины, написанные маслом, тускнеют, темнеют, полотна, выполненные темперой, сохраняют яркость и насыщенность оттенков.

Свойства и особенности

Художники, работающие в технике темперы, отмечают основные особенности применения темперных красок:

Окрашенные поверхности становятся темнее после высыхания краски.
Отсутствие текстурности красок дает возможность тщательно прорисовывать тончайшие детали.
После полного высыхания слой темперы становится устойчив к воздействию окружающей среды
Это позволяет использовать краску на открытых поверхностях.
Краска хорошо пропитывает пористые поверхности (например, древесину), поэтому удалить ее довольно сложно.
Для того чтобы защитить готовую работу от повреждений и влаги, наносят покрывной лак (даммарный или акрил-фисташковый).
При покупке темперных красок очень важно обращать внимание на срок годности. Несвежая краска существенно снижает свои качества.
Наиболее выигрышный способ нанесения темперных красок – лессировочная техника, дающая возможность прорисовывать мелкие детали.

Виды темперов

Темперы различаются по форме рабочей поверхности – может быть овальной, выпуклой или закругленной. Инструмент обычно подбирают под размер холдера. Диаметр темпера должен быть меньше размера портафильтра на 0,5-1 мм.

У производителей эспрессо-машин существует несколько стандартов диаметра рабочей поверхности холдера. Наиболее распространенные размеры – 56, 57 и 58 мм, внутренняя форма может быть плоской или конической.

Плоские темперы создают равномерное давление по всей поверхности, выпуклые требуют распределения усилий от центра к стенкам портафильтра. Выбор зависит от индивидуальных предпочтений, так как плотность кофейной таблетки в немалой степени зависит от мастерства бариста.

Менее распространены динамометрические темперы с пружиной внутри. Они подходят для домашнего применения, так как устройство издает щелчок при достижении оптимального давления. Существуют темперы с ограничителем, которые оснащены упором для регулировки погружения рабочей поверхности в портафильтр. Такие изделия продаются без рукоятки, поэтому не слишком удобны в использовании.

Плоская или овальная основа

Темперы выпускают с плоской поверхностью и с закруглённой. Существует множество мнений о том, какая форма основы темпера лучше. Считается, что американцы склоняются к овальной, европейцы — к более плоской.

Профессионалы, как правило, пользуются темперами с овальной основой. Основная задача бариста при прессовке — добиться однородного давления по всей плоскости кофе в портафильтре, а темпер с какой основой для этого использовать — дело вкуса и удобства.

Плоские темперы трамбуют кофе (по краям и посредине) абсолютно ровно, а конические темперы прессуют немного сильнее в центре, и «разглаживают» при этом кофе по стенкам холдера.

Нельзя сказать, что одни из них лучше, а вторые хуже — у каждого вида темперов есть свои «почитатели» и «недоброжелатели»

Главное, на что следует обратить внимание: трамбующая часть темпера должна быть без вмятин, царапин, сколов, выштамповок, она должна быть абсолютно ровной и гладкой, иначе кофе будет утрамбован в холдер неровно, что испортит вкус напитка

Материал изготовления

Приспособления для утрамбовки кофейного порошка делают из следующих материалов:

  • Пластик. Изделия недорогие, но низкокачественные.
  • Алюминий. Материал достаточно мягкий, чрезмерно легкий для трамбовки и подвержен коррозии под воздействием влаги.
  • Нержавеющая сталь. Считается самым лучшим вариантом. Прочный, стойкий, не ржавеет, не окисляется и обладает достаточным весом.
  • Дерево. Для изготовления платформ не используется. Из дерева делают ручку.

Размеры

Есть два важных размерных параметра – диаметр и высота платформы темпера. У брендовых моделей промышленного производства диаметр платформы обычно стандартный: 53, 57 или 58 мм, высота – 7-10 мм.

У темперов ручного производства эти параметры рассчитываются при изготовлении и зависят от размера портафильтра. Идеальный диаметр темпера должен быть на 0,5-1 мм меньше диаметра фильтра. Если холдер имеет конусообразную форму, то диаметр платформы рассчитывается для самой узкой части.

Производители и цены

Аксессуары производят многие изготовители кофейной техники для бариста: Motta, Tiamo, Brewista. Стоимость стальных темперов с деревянными ручками составляет от 2100-2200 рублей. Дешевле стоят полностью стальные литые темперы – от 1500 рублей.

Брендовые темперы от Редж Барбера стоят от 4,5-5 тысяч рублей. Зато есть возможность собрать аксессуар под заказ, выбрав отдельно ручку и платформу по своему вкусу и размеру.

Как сохранить высокое качество красок?

Несмотря на то, что срок хранения темперных красок, купить которые можно прямо на сайте, существенно выше, чем приготовленных дома, необходимо соблюдать некоторые условия, чтобы сохранить качественные показатели, структуру и иметь возможность полноценно использовать в своем творчестве.

Качественная краска, независимо от типа эмульсии представляет собой густую однородную смесь, которая не расслаивается, не густеет и не имеет неприятных запахов после хранения в тубе. Если при открытии тюбика, обнаружится один из перечисленных недостатков – не стоит его использовать – краска или низкого качества, или хранилась в неправильных условиях, или истек срок годности.

В таком случае купить темперные краски этого оттенка, скорее всего, придется снова, поэтому важно изначально выбирать надежного производителя и магазин, а также соблюдать правила хранения после покупки. Замораживать или перегревать такую краску нельзя, идеальная температура для нее – комнатная

Также, не стоит оставлять под прямыми солнечными лучами – от этого нарушается структура темперы.

Некоторые виды темперной краски могут незначительно изменять оттенок после высыхания – это зависит от типа эмульсии, но ни одна из них не растрескивается со временем.

Техники работы с темперой

  1. Мазковая техника. При использовании этой техники темперу наносят на поверхность кисточкой или палочкой и создают мазки различной формы и ширины. Это позволяет создать разнообразные текстуры и эффекты, вплоть до имитации зарослей травы или деревьев.
  2. Слоевая техника. Данная техника заключается в нанесении темперы слоями разной плотности. Путем накладывания тонких и прозрачных слоев можно создать эффект глубины и объемности, а также достичь более насыщенных и насыщенных оттенков цветов.
  3. Каллиграфическая техника. Если вы умеете работать с пером и чернилами, то можете применить свои навыки и в работе с темперой. Наносите темперу на поверхность при помощи пера, создавая аккуратные и точные линии. Эта техника подходит для создания деталей или подчеркивания контуров.
  4. Техника белила. Суть этой техники заключается в нанесении светлого слоя темперы на уже высохший темный слой. Это позволяет создавать особые эффекты освещения и добавлять глубину к изображению.
  5. Техника скребка. При использовании этой техники вы можете скрести верхний слой темперы, выявляя под ним более темные слои либо поверхность холста. Это позволяет создавать интересные текстурные эффекты и добавлять динамику к работе.

Выбрав подходящую технику для работы с темперой, вы сможете достичь уникальных результатов. Используйте свою фантазию и экспериментируйте с различными приемами для создания неповторимых произведений искусства.

Масляная техника

Процесс работы с масляной техникой начинается с подготовки поверхности. Для этого необходимо выбрать подходящий холст или деревянную плиту и покрыть их грунтом. Грунт должен быть гладким и равномерным, чтобы обеспечить хорошее сцепление темперы с поверхностью.

Нанесение масляной темперы происходит с помощью кистей или шпалер. Масляную темперу следует наносить тонким слоем, равномерно распределяя ее по поверхности

Важно учитывать, что слои масляной темперы должны высыхать полностью, прежде чем наносить следующий слой

После нанесения всех слоев и высыхания темперы происходит ее фиксация. Для этого обычно используют специальный фиксатив, который наносится на поверхность и создает защитную пленку.

Масляная техника позволяет добиться выразительных и насыщенных цветовых эффектов. Она также позволяет создавать различные текстуры и играть с светотеневыми эффектами. Благодаря высокой степени стойкости, работы выполненные в масляной технике сохраняют свою красоту и яркость на протяжении длительного времени.

Использование масляной техники требует определенных навыков и практики. Художник должен быть внимателен и тщательно работать с масляной темперой, учитывая ее особенности и свойства.

Преимущества масляной техники Недостатки масляной техники
  • Яркие и интенсивные цвета
  • Возможность создания текстур и эффектов
  • Стойкость и долговечность
  • Длительное время высыхания
  • Требуется опыт и навыки
  • Высокая стоимость материалов

Масляная техника остается одним из популярных и востребованных методов работы с темперой. Ее возможности и результаты впечатляют и продолжают вдохновлять художников со всего мира.

Что представляют собой темперные краски

Итак, установлено, что в состав темперной краски входят набор пигментов, которые разведены на связующем растворе.

Изначально использовался желток и белок от птичьих яиц, преимущественно кур. Позже стали применять жиры, что позволило расширить диапазон возможностей живописца.

Развитие ремесел, прежде всего, мебельного производства позволил получать клей растительного или животного происхождения. Поэтому для многих художников появилась возможность испытать краску на клеевой основе.

Казеин и клей, полученный длительной вываркой костей, в своей работе использовали Микеланджело, Сандро Ботичелли, Уголино ди Тедиче, Джотто и другие. Их творения через пятьсот с лишним лет удивляют и покоряют зрителей. Но клей в составе темперной краски часто вызывает появление трещин. Лишь немногим удалось найти добавки, которые придадут изображению прочность. Большинство картин на казеине или столярном клее рассыпались в первые столетия после их написания.

Темпера ПВА поливинилацетатная

Современные клеи привлекли художников к эксперименту с испытанием возможностей их для живописи. Поливинилацетатная краска была испытана в начале тридцатых готов прошлого века. Уже тогда пользователи оценили ее возможности.

Первыми были мастера французской школы. Так, Камиль Писсаро любил отображать одно и то же место в разное время дня, а также – в разные временные периоды.

Темперная краска на основе ПВА

Его стиль позже переняли многие последователи. Они были и в советской художественной школе. Но Писсаро одним из первых попытался создать темперную краску на основе ПВА.

Многие удивлялись виду картин. Они не были похожи на классическую темперную краску. Заметно отличались от масляной живописи. В течение нескольких лет художник никого не пускал в свою мастерскую. Таинство своей техники ему удавалось сохранять от друзей и возможных недругов.

Использование фотографии

Для написания своих работ он одним из первых начал использовать фотографию. Перед написанием новой картины он фотографировал то, что впоследствии отображал на полотне. Приходилось идти на разные ухищрения, чтобы не быть замеченным. Фотографии делались из карет, через стекла автомобилей. Бывало, что живописец забирался на крыши зданий и снимал сюжеты для своих будущих полотен.

После смерти в его квартире нашли несколько сотен фотографий и набросков по ним. Очень много было задумано, но воплотить в реальность удалось сравнительно немного.

К началу сороковых годов другие живописцы стали применять ПВА в качестве связующей основы для рисунка темперой. Лоск и сохранение изначального цвета привлекло живописцев и из других стран.

Воскомасляная темпера

Поль Эмиль Шабас «Радостный пляс»

Работа с животными и растительными жирами не прошла бесследно. Поль Эмиль Шабас в своей картине «Радостный пляс» использовал краску, в которой помимо растительного жира присутствовал пчелиный воск. Использование подобной краски позволило добиться удивительного сходства изображенной кожи человека с реальностью. Позже на французских и итальянских фабриках, производящих краски, начали закупки пчелиного воска для производств воскомасляной темперы.

Такую краску уже трудно назвать темперной. В ней соединились разные начала, которые позволили получить продукт высочайшего качества.

Казеиново-масляная темпера

Разведенные на казеине краски осыпались. Тогда и возникло желание сделать их более пластичными. В Германии сумели получить стабильную смесь, которая высыхает сравнительно быстро. Растворение пигментов на подобном связующем дало развитие целому направлению в производстве художественных материалов.

Акриловая темперная краска

Акрил – это полимер, который словно специально предназначен для использования в художественном промысле. Современные художники сравнительно недавно открыли для себя этот удивительный материал.

Некоторые мастера пишут акрилом, растворяя его водой

Акриловую темперную краску можно использовать в любой технике рисования. Некоторые мастера пишут акрилом, растворяя его водой. Получается рисунок подобный акварели. Но он имеет преимущества перед обычной акварелью. После высыхания нижнего слоя можно прописывать еще не один десяток слоев. Картина начинает выглядеть не как плоское изображение, в ней возникает эффект глубины. Словно появляется трехмерное изображение на плоскости.

История создания краски

Краска темпера и сегодня представляет собой сухие пигменты, замешанные на эмульсиях (специальных связующих составах), хотя ее рецепт был изобретен более трех тысяч лет назад в Древнем Египте. В то время ей расписывали памятники и саркофаги. Зная прекрасные эмульгирующие характеристики куриных яиц, египетские художники решили использовать их в приготовлении краски.

Сфера применения яичной темперы со временем расширялась. Появился первый опыт ее применения в станочной живописи (Фаюмские портреты – посмертные изображения египтян, созданные примерно в III-IV веках).

Поскольку в то время было мало цветных пигментов, египтяне стали использовать желтки в качестве оттеночного вещества (его добавляли в краску для получения оттенков желтого и коричневого).

Большое значение имело и качество желтков. У яиц деревенских несушек были яркие желтки, и работы темперой сельских художников имели более насыщенные оттенки, чем картины, выполненные в городе.

Следующим материалом для приготовления темперных красок, используемым в качестве эмульсии, стали органические жиры (бараний, куриный и даже крокодилий). У красок на их основе была более густая консистенция, а, значит, они отличались высокой насыщенностью оттенков.

Постепенно темперная живопись стала распространяться по всему миру. Качество красок не могло быть одинаковым. В Египте уже тогда был открыт знаменитый синий пигмент, что позволило получить более разнообразные цвета темперы. В Европе цветные пигменты было достать трудно, там использовали желтую глину. Поэтому знаменитые картины ранних европейских художников написаны в желто-коричневой палитре.

Особо выделяются картины темперой греческих авторов. Они делали свои краски на основе оливкового масла, придавая им особую структуру и блеск. Недостатком оливковых красок был долгий период высыхания.

В России яичная темпера нашла применение, главным образом, в церковной живописи. Благодаря этой технике до наших времен сохранились дивные образцы старинной храмовой росписи и иконографии.

Современные синтетические краски, созданные по новейшим технологиям, отличаются высоким качеством, и сегодня живопись темперой возвращает былую популярность. Составы прекрасно ложатся на холст, в течение долгого времени остаются яркими, отличаются большим разнообразием цветов.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Made on
Tilda