Традиции чаепития в России
Потребление чая стимулировало развитие многих производств и ремесел. На фарфоровых заводах изготовляли чайные сервизы. Возникли многочисленные производства самоваров (которые, кстати, тоже имеют китайское происхождение), среди которых особую любовь завоевали Тульские самовары. Совершенствовались рецепты выпечки к чаю.
Со временем в России сложился свой «чайный ритуал». Воду грели в самоваре, в котором она потом долго оставалось горячей. Чай крепко заваривали в небольшом заварочном чайнике, который водружали на самовар, от которого шло тепло; сверху для лучшей заварки и сохранения температуры водружали «чайную бабу». Затем заварку в небольшом количестве разливали по чашкам (которые были с блюдцами) и разводили водой из самовара. Мужчины нередко пили чай из стеклянных стаканов, которые, чтобы не обжечься, ставили в подстаканники.
Фредерик де Ханен. Отдых в русской чайной. 1913 год
У разных сословий существовали свои чайные традиции. Так, дворяне следовали английской традиции чаепития, в которых чай был, скорее, поводом для светской беседы. Помимо китайского чая, в аристократических домах подавали английский ароматизированный чай. Все чайные принадлежности были изысканными.
Чаепитие у Каменских
Купеческое чаепитие стало олицетворением русского чаепития. Обязательным атрибутом на столе был большой пузатый самовар, на котором возвышался красивый фарфоровый чайник. В чай добавляли сахар, лимон или сливки. Чтобы не обжечься, чай пили из блюдца. К столу подавали выпечку, орехи, мед, варенье и другие сладости, а также фрукты. За раз купцы и их домочадцы выпивали несколько чашек чая, их число могло доходить до 20 и более.
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Крестьяне также любили пить чай, однако позволить себе китайский чай могли далеко не все. Поэтому чаще заваривали иван-чай, душицу, малину и другие растения. Твердый сахар часто ели «вприкуску», который, постепенно растворяясь во рту, придавал напитку сладость. Краем бедности считалось остаться без самовара.
И.С.Куликов. В крестьянской семье. 1902 год
Русские чайные традиции
Русские традиции чаепития
(Крестьянское чаепитие: Стожаров “У самовара”)
После того как чай стал частью жизни русского человека, процесс чаепития занял важное место в общественной жизни. На протяжении уже более 300 лет без него не проходит ни один семейный праздник, дружеская встреча или посиделки, за чаем делятся мнениями, спорят, обсуждают деловые вопросы и просто хорошо проводят время в кругу друзей и родных
За долгое время появления чая на Руси и его широкого распространения от Москвы до Сибири установились определенные чайные традиции с уникальными особенностями, тонкостями и нюансами.
(Дворянское чаепитие: Коровин “За чайным столом”)
Для чаепития, которое обычно проводилось в семейном кругу, стол накрывался скатертью, в его середину ставился самовар, который был пузат, горяч и блестящ, его регулярно чистили и заботились о его «здоровье», он считался символом уюта и домашнего тепла, настоящим «хозяином» дома. Кроме самовара на столе стоял заварник для чая, который обычно был укутан грелкой, называемой «баба на чайнике», она могла быть исполнена в форме колоритной русской красавицы, сказочного персонажа или матрешки.
(Московская интеллигенция: Маковский “Утренний чай”)
Выставлялся на стол фаянсовый или фарфоровый сервиз, каждому участнику чаепития было предназначена чашка с блюдцем. Раньше в трактирах подвали чай в стеклянных стаканах с подстаканниками (чтобы пальцы не обжечь), отсюда еще одна традиция, которая считается исконно русской, пить чай из стаканов.
Также обязательным было богатое убранство стола, к чаю подавались различные сладости, выпечка, варенья, куски сахара и другие вкусности, предполагалось, что гость не должен уйти после чая голодным, тут срабатывало обычное для русских чувство гостеприимства, обязывающее накормить гостя «от живота».
(Чаепитие от души: Кустодиев “Извозчики”)
Чаепитие было долгим, продолжительным мероприятием, во время которого выпивалось шесть-семь чашек чая, при этом за русским чайным столом не полагалось хранить стойкое молчание, как это принято у китайцев и японцев, или вести чопорные аристократические беседы как в Англии. Главным атрибутом русской чайной церемонии во все времена было наличие теплой и душевной атмосферы, долгие, неспешные разговоры «по душам», принято было считать, что чай способен согреть не только тело человека, но и его душу.
(Чаепитие в СССР: Баюскин “За обедом”)
Чайные традиции в России имели огромное значение для всех слоев населения этой огромной страны, об этом можно судить по их разделению на отдельные субкультуры чаепития: дворянская, купеческая, мещанская и простонародная. Для купеческого чаепития, например, было обязательным наличие богатого угощения, для мещанского – культурная программа. Именно благодаря мещанским традициям чаепития появился новый жанр в музыке – русский романс.
Кто пил чай
1 / 2
Семейный портрет. Картина Аполлона Мокрицкого. 1837 год Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
2 / 2
Домашняя крестьянская сцена. Картина Николая Неврева. 1855 год Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
В начале XVIII века чай был дорог и, как любая иностранная редкость, доступен только элите: аристократии, высшему купечеству и высшему духовенству. Однако сравнительно скоро возможность пить чай получили уже и крестьяне, и городская беднота.
Исследователь русского быта Иван Петрович Сахаров в 1830-х годах писал:
Указание «в старину» отсылает по меньшей мере к началу XIX века, а само описание касается совсем не чайной столицы Москвы, а города Любим в Ярославской губернии.
Примерно в то же время путешественник маркиз де Кюстин в своих путевых заметках о России отмечал:
Как туристу попасть в Россию XIX века
Где получить визу, на чем добираться и что могут отнять на границе
Иностранцы против России
Отзывы восточных и западных путешественников с X по XIX век
Типичными потребителями чая были ямщики:
Чай был непременным атрибутом экспедиций и военных походов. Известно, что многие русские путешественники и военные предпочитали чай пуэр: он был неприхотлив в перевозке, отлично согревал, лечил желудок после пищевых отравлений.
1 / 3
Русско-японская война. Варка чая на позиции. Гравюра по фотографии Виктора Буллы. 1904–1905 годыИз коллекции автора
2 / 3
Русские военные в китайской чайной. Дореволюционная почтовая открыткаИз коллекции автора
3 / 3
Военный пьет чай. 1907 годИз коллекции автора
Правда, в русской армии чай по довольствию не полагался — вместо него нижние чины пили квас, а офицеры покупали чай за свой счет. Исключения составляли холерные эпидемии, когда войска поили чаем как лекарством. Кроме того, он был положен отрядам, находящимся во время войны на передней линии фронта, в дозорах.
Как лечить солдата
Три века проб и ошибок в науке о сохранении жизни и здоровья в русской армии
Были в России и те, кто с опаской смотрел на чай. Старообрядческий фольклор ярко передает отношение некоторой (но не всей) части староверов к чаю: «Кто пьет чай, тот спасения не чай». Или: «Кто пьет чай, отчаивается от Бога», «Кто пьет кофе, налагает ков То есть ковы. на Христа».
Набор для чайной церемонии в России
- Самовар с кипятком
- Заваренный в заварнике крепкий чай
- Посуда для пития (чашки и блюдца)
- Кусковой сахар
- Сдоба (булки, баранки, плюшки, ватрушки, пироги)
- Сладости (джем, варенье, мед)
- Лимон
Горячий чай в России выпивали, наливая его небольшое количество из чашки в блюдце. Во время потребления небольшое количество чая втягивалось губами. При этом издавался характерный звук – «Сёрбанье». Чем громче было сёрбанье, тем большее удовольствие было от церемонии. Существует даже фраза: «Пьет чай, как купчиха!» Она пошла именно от такой традиции пить чай.
Сахар в чашку не клали, а пили с ним вприкуску. Считается, что эта традиция родом из Сибири.
Хочется отметить, что разновидности чайной культуры в России различались в зависимости от социальных слоев общества.
Например:
- Дворяне практически полностью перенимали западную культуру пития. Они придерживались канонам Английской чайной церемонии. Потребление чая с некоторыми изменениями было заимствовано именно у англичан.
- Мещане пытались объединить «купеческие» и «дворянские» элементы искусства чайной церемонии. На фоне самовара, баранок и пирогов они вели общение в стиле европейских изысканных светских салонов.
- В купеческих домах чаепитие проводили с особым размахом: долгими часами купцы могли сидеть за чайными столами. Бывало, что они выпивали по двадцать чашек чая. Когда, выпив чашек десять, пустую чашку в сторону, это еще не был конец чаепития. А вот когда чашку переворачивали вверх дном и клали на нее сверху остатки сахара, это означало, что с чаем уже насладились полностью.
- Для бедных людей чайный напиток имел особое значение и считался приятным угощением. Было принято приглашать гостей на чашку чая, и в этом случае можно было не рассчитывать на наличие обильного стола.
К концу 19-го века чай начали пить из стеклянных стаканов с серебряными подстаканниками. Так можно было наслаждаться не только ароматом и вкусом, но и цветом напитка.
В наше время в России любят “гонять чаи”. Причем, для этого уже не нужны специальные атрибуты и антураж, главное – чтобы компания была душевная.
Появление чая в России
1 / 5
Сбор и обработка чая в Китае. Немецкая гравюра. 1895 годИз коллекции автора
2 / 5
Приготовление чая в Китае и отправка его в Россию. Гравюра XIX векаИз коллекции автора
3 / 5
Православный храм в Ханькоу (сейчас Ухань), Китай, выстроенный на деньги русских торговцев китайским чаем. Гравюра. Конец XIX векаИз коллекции автора
4 / 5
Вид гавани в Ханькоу. Гравюра. 1889 год
На гравюре изображены реальные корабли: канонерская лодка «Горностай», пароход Добровольного флота «Петербург», чайные баржи и английский пароход Ladwen Castle.
Из коллекции автора
5 / 5
Русский квартал в Ханькоу. Гравюра. 1889 годИз коллекции автора
В Россию чай попал из Китая, который долгое время оставался монополистом в поставках чая на мировые рынки и держал технологии его производства в секрете. В 1638 году чай привезли ко двору царя Михаила Федоровича в качестве подарка. Правда, до конца XVII века его употребляли в России только как лекарство.
На русском рынке знали два вида чая: караванный (он же кяхтинский), который везли сухопутными маршрутами по Великому чайному пути Типичный путь чая из Китая в Россию в XVIII — первой половине XIX века был таким: Пекин — Калган (сейчас Чжанцзякоу, КНР) — Урга (нынешний Улан-Батор, Монголия) — Кяхта — Иркутск — Красноярск — Томск — Тюмень — Казань — Нижний Новгород., и кантонский: он вывозился из Китая морем и уже через Европу попадал в Россию.
Название «кяхтинский» у чая появилось благодаря крепости Кяхта на территории современной Бурятии, которая стала одним из форпостов русской торговли с Китаем. Самым ходовым товаром в обмен на чай была пушнина, или, как ее тогда называли, «мягкая рухлядь». Кяхта и кяхтинский чай глубоко вошли в русскую культуру, оставив свой след даже в народном фольклоре: «Кяхтинский чай да муромский калач — полдничает богач».
1 / 3
Гостиный двор в Кяхте. XIX век
Из книги «Чай и чайная торговля в России и других государствах»
Издание А. Г. Кузнецова, Санкт-Петербург, 1892 год
2 / 3
Чайная лавка фузы (торгового дома) Сю-фаюн в Маймачене (китайский город на границе с Россией). XIX век
Из книги «Чай и чайная торговля в России и других государствах».
Издание А. Г. Кузнецова, Санкт-Петербург, 1892 год
3 / 3
Чайные плантации в Китае. XIX век
Из книги «Чай и чайная торговля в России и других государствах»
Издание А. Г. Кузнецова, Санкт-Петербург, 1892 год
Возить чай было опасно: по пути караваны часто грабили так называемые чаерезы. В отличие от других товаров — фарфора, сукна, которые можно было детально описать и потом отследить, — след чая после пересыпки в новую тару бесследно терялся, и поймать грабителей было практически невозможно. По этой причине крестьяне-сибиряки, нанятые купцами для перевозки чая, сбивались в большие группы, чтобы была хоть какая-то возможность отбиться от грабителей. Даже в 1880-е годы многие подрядчики, узнав, что везти им предстоит чай, отказывались от опасного груза.
1 / 2
Чайный караван. Рекламный вкладыш Товарищества кяхтинских чаеторговцев под фирмою «Цзинь-Лунь»Из коллекции автора
2 / 2
Караван с китайским чаем на пути в Россию. Вторая половина XIX векаИз коллекции автора
Тем не менее, несмотря на все опасности, поставки чая в Россию стремительно росли. К концу XVIII века они составляли 30 % всего русского импорта из Китая, а к середине XIX века — уже 90 %.
Русские чайные традиции
Борис Кустодиев
Самые первые чайные ритуалы и традиции появились в России в конце восемнадцатого века. Эти традиции формировали два сословия: дворянство и купечество. Дворяне предпочитали английскую чайную церемонию – безукоризненно сервированный стол, фарфоровые сервизы, молоко и сливки, сахар и утончённый разговор о высоком.
Чай подавали в сухом виде, в специальном чайнике. Чай заваривался непосредственно за столом и заваривался очень крепким.
Впрочем, очень скоро английские традиции были подкорректированы на русский лад –появились резные стаканы и серебряные подстаканники для мужчин. Дамы пили чай из фарфоровых чашек. В чай начали добавлять ром. Потом чай появился на открытых верандах, уже не в чайнике, а в самоваре, на стол начали подавать варенье, мучные изделия, конфеты. Это уже традиции помещичьего чаепития. Лето, загородный дом, гроздья сирени и розовые кусты, романтический закат. В общем, «как упоительны в России вечера».
У купечества были свои чайные традиции – обильный стол с самоваром, варенье и мёд, обилие выпечки, от сушек и бубликов до пирогов, «двухаршинные осетры; белуга в рассоле; «банкетная телятина»; белая, как сливки, индюшка, обкормленная грецкими орехами; «пополамные растегаи» из стерляди и налимьих печенок; поросенок с хреном; поросенок с кашей». И питьё чая из блюдца. Купечество пило чай со вкусом – долго и много. При такой трапезе многократное заваривание чая было не совсем удобно, а потому появился большой заварочный чайник в котором чай заваривался очень крепким, а потом разбавлялся кипятком из самовара непосредственно в чашке. Так появилась чисто русская традиция двухчайниковой заварки, которая, в целом. Существует и до настоящего времени. В тот же период появилась и «баба на чайник».
Отдельной традицией был «чайный общепит» царской России – чай в трактирах подавали «парами», в двух чайниках: малый чайник с заваркой и большой с кипятком, клиент сам наливал в чашу заварку и сам разбавлял её кипятком по своему вкусу. В трактирах вспомнили аристократическую «привычку» пить чай из стаканов – стекло было дешевле фарфора, да и стакан можно было использовать не только для чая, но и для подачи спиртного.
В буфетах и дешёвых трактирах чай подавали прямо стаканах. А поскольку цену брали именно за стакан, то посетители требовали наливать чай до краёв стакана. Так появилась ещё одна традиция – наливать гостю полную чашку чая. Чай, не в дешёвом трактире и для дорогого гостя ничего не жалко.
Чай в трактирах пили с разнообразными закусками, под деловые или душевные беседы.
Несколько позже в Росси появилась и мещанская чайная традиция. Тут финансовые возможности были поскромнее, а амбиции были почти аристократические. Чай пили для беседы. На заварный чайник полагалась одна чайная ложка сухого чая, чай выдерживали 15 минут и разливали по чашкам, а потом ещё и разбавляли кипятком. Подавали к чаю и простые закуски. Обязательной частью мещанского чаепития была культурная программа – изначально это было исполнение песен под гитару. Так, кстати, появился русский городской романс. Ещё одна русская чайная традиция.
В общем, нет в России единой чайной традиции. Не в Китае мы живём и не в Японии. Русская чайная традиция – это чтобы душевно было, комфортно и вкусно. Пьют россияне чай зелёный и черный, пустой (несладкий) или с сахаром, с вареньем, с разнообразной выпечкой, с бутербродами, лимоном и разными травами, молоком и сливками. Всё ещё пьют чай с добавлением бальзама, коньяка и рома.
Всё реже пьют чай из самовара (электрический самовар — это не самовар, а чайник). И все реже можно встретить чай в стеклянном стакане и подстаканнике. Кстати, чай в стеклянном стакане – это совсем другой чай. Обязательно попробуйте.
И есть ещё одна русская чайная традиция: закончилось чаепитие и застолью конец. Пора расходиться по домам.
Максим Максимов
РЕКОМЕНДУЮ:
- История про блины. Вкусные рецепты * Кулебяка на Русской Кухне
- Русский самовар. Долгая история * Шоколадная слава России
2,459 total views, 1 views today
Окунемся в историю.
Как уже было сказано, чай в Российской империи повсеместно распространился только в конце позапрошлого века. И почти до самого конца столетия завозился только лишь из Китая. Причем, по объему импорта и потребления, к 1844 году наши перегнали даже самих англичан. С 1885 года чайные плантации появляются и в России. В силу наших климатических особенностей, выращивать его получалось лишь в самых южных районах: на территории будущего Краснодарского края, в грузинской Аджарии, Азербайджане и других районах Кавказа.
Больше всего в Российской империи был распространен черный чай. Главную роль в этом сыграла стоимость: фунт зеленого в Москве тогда стоил 12 рублей, тогда как фунт черного всего 2 рубля. Из-за чего зеленый чай был полностью вытеснен с рынка и основательно забыт почти на столетие.
Чайной столицей в те времена считалась Москва. Именно здесь выпивали до 60% ввозимого в страну напитка. «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В каждом доме в это время кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером, пили когда грустно, пили от нечего делать и просто так». Так описывал московское чаепитие писатель А.И. Вьюрков в произведении «Друг семьи».
И было бы невежеством не упомянуть, что издавна в России пили чаи из трав, да и в наши дни они очень распространены. Задолго до появления того напитка, к которому мы все так привыкли, был очень распространен «Копорский чай», получивший свое названия от городка Копорье, где, собственно, он и появился.
Делался он из иван-чая (кипрея). По своему составу близок к китайскому чайному листу. Напиток из листьев иван-чая помогал укреплению иммунитета, способствовал улучшению пищеварения, снимал головную боль и нервное напряжение. Широко экспортировался в Европу и полюбился даже англичанам. Однако «русский чай» не смог выдержать конкуренцию мощнейшей Ост-Индийской компании и появлению заморского отвара.
Самовар, как символ русских чайных традиций.
Важной часть русского застолья являлся самовар. В каждом доме он величественно стоял в середине стола и стал одним из символов России
И даже сегодня он – бережно хранимая традиция, символ душевности и радушия. С самоваром связано множество народных примет:
- Если самовар потрескивал углями – к добру.
- Когда он свистел, считалось что это предвестник неудач. Крышку срочно открывали и начинали его трясти.
- Распаянный самовар – самая плохая примета. Считалось что это к беде.
- Ну а чтобы «жизнь была полной», гость просил хозяев наполнить до краев недолитую чашку.
Большой, пузатый, он всегда созывал домочадцев на чашечку своим деловитым пыхтением. Сегодня самовары уходят в прошлое. Кое-где они еще используются, но теперь, в основном, это всего лишь сувенир.
Кроме самовара на столе почти всегда стояли заварочный чайник и чайница, сахарница, молочница, сливочница, а также вазы для сладостей и выпечки.
Сегодня, множество из того, что описано здесь, уходит в прошлое. На столе больше нет самовара, а чай пьют из термоса и заваренным в пакетике, но главное, все же, осталось. Если мы встречаемся с друзьями, то все также приглашаем их на чашечку чая. Ведь это означает и чайку попить, и поговорить душевно. В этом и есть главная особенность русских чайных традиций.
У истоков чайных традиций
Впервые о чае на Руси узнали в XVI веке. Этот напиток быстро обрел популярность при дворе царя, но из-за дороговизны простой народ не мог позволить себе насладиться его вкусом и ароматом. И даже после широкого распространения (середина XVII века), чтобы купить его, приходилось отдавать крупную сумму. С тех пор и началась история чаепития в России. Ценный продукт привозили купцы из Монголии и Китая. Позволить себе его могли только богатые и состоятельные люди. Обрел массовость продукт только в XIX веке, кроме заморской продукции, заваривались отечественные травы.
Душистый вкусный напиток дополняли выпечкой, пряностями и молочной продукцией. Чайная церемония проходила на веранде, с которой можно было лицезреть красивый вид. В российской глубинке такие конструкции можно встретить и сегодня.
Чаепитие по-русски
Русское чаепитие могло затянуться на несколько часов. К чаю подавались сладости, сушки, сдобная выпечка, варенье и куски сахара. Конечно, подобные угощения могли быть только на царском или купеческом столе, однако со временем чай завоевал своё место и в простых крестьянских семьях.
Представителям других чайных» стран порой русские традиции чаепития кажутся крайне своеобразными. Мне кажется, причина этого кроется в необычной атмосфере. Когда за столом собиралась вся семья, не нужно было хранить молчание (по принципу японской чайной церемонии) или вести себя излишне сдержанно и чопорно (как в английских традициях).
Наши предки верили, что тёплая беседа за чашечкой чая может согреть не только тело, но и душу человека, а потому русское чаепитие стало одним из самых уютных обычаев.
Интересно, что со временем чайные традиции в разных сословиях стали приобретать свои черты. Например, крестьяне всегда наполняли чашку до краёв. Таким образом хозяин желал гостю полноты жизни. Также этот обычай отличался экономным подходом: в данном случае гость не мог бросить в чашку ни кусочка сахара. В купеческих семьях чай пили из блюдечка, а к напитку подавали кусочки колотого сахара, которые было удобно размачивать в чае.
Николай Петрович Богданов-Бельский «Чаепитие», 1913 годМестонахождение: Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул, Россия
Вот так чай из праздничного и «заморского» напитка превратился в неизменную составляющую русского гостеприимства. Прошли века, но чаепитие по-прежнему является одной из самых душевных и приятных мелочей в нашей жизни. Почему? На мой взгляд, секрет не только в пользе и приятном вкусе чая, ведь только за чаепитием в полной мере раскрывается полнота тёплой русской души.
На обложке: Фрагмент картины Бориса Михайловича Кустодиева «Московский трактир», 1916 год. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Самовары и блюдца
Изначально самовары поставлялись в Россию из других стран, например, из Китая, где они были популярными. Только в России самовары получили свои особенности и стали одним из самых популярных видов посуды. Самовары в России быстро стали символом чаепития и настоящей русской культуры.
Виды самоваров
В России было множество видов самоваров, каждый из которых имел свои особенности. Некоторые самовары были выполнены из фарфора, другие из меди или латуни. Также были самовары разных размеров: от маленьких для одного человека до больших, которые обслуживали всю семью или даже большое количество гостей.
Ритуалы употребления чая
Русская чайная традиция имеет свои особенности в ритуалах употребления чая. Например, чай в России обычно пьют с бубликами, баранками или другими традиционными выпечками. Также часто используются сервизы, в которых подают чай и сладости.
Чай в России изначально был популярен среди бедных слоев населения, но со временем стал доступен всем. Первая чайная церемония появилась в России в середине 17 века и была известна как “баба с баранками”. Самовары и блюдца стали неотъемлемой частью этой традиции.
Использование чая
В России чай стал пить не только с бубликами и баранками, но и с добавлением различных смесей чая. Например, популярной смесью стал чай с верхнюю частью листьев, который получил название “императорский чайник”. Такое использование чая стало одним из символов русских чаепитий.
Традиции русского чаепития сохранились до сегодняшнего дня и являются важной частью русской культуры. Самовары и блюдца продолжают быть неотъемлемой частью русской чайной традиции и используются как в повседневной жизни, так и при особых событиях
Роль чаепития для русских людей
Чаепитие в России создает атмосферу душевного общения.
Традиции чаепития на Руси претерпели множество изменений, поэтому даже возникают некоторые сложности для их описания, так как за этот промежуток времени произошло большое число событий и трансформаций быта людей. В понимании иностранных гостей символом чаепития у русских является самовар, хотя до этого он применялся для иных целей.
По большей части представление о чаепитие в России — это набор штампов. Обязательно должен присутствовать необъятный самовар, чай, разлитый в стаканы, которые помещены в подстаканники, и употребление напитка непосредственно из блюдец. Такие образы рисуют нам авторы картин и литературных произведений. Для понимания сути самого процесса чаепития следует разделить его на две части: техническую и духовную.
Чаепитие, как правило, служит для создания атмосферы душевного и неторопливого общения, а также может служить для примирения или заключения деловых сделок. Если не считать самого напитка, то основное в чаепитии — близкий контакт людей. В понятие чаепития входит неограниченное количество чая, множество разнообразных угощений и круг близких по духу людей. Современные традиции застолья разделяются на две составляющие. Первая из них включает алкоголь и закуски, а вторая — чай и сладкое. Чаще всего, в ходе безалкогольной части трапезы ведется беседа, люди делятся приятными воспоминаниями, к ним приходят оригинальные мысли. Такое завершение приема пищи способствует правильному перевариванию еды, ведь чай без сахара освежает и придает бодрости едокам.
Если рассмотреть техническую сторону чаепития, то можно выделить три варианта этого процесса. Самым русским можно назвать способ, при котором нагрев воды осуществляется с помощью самовара, а для получения заварки используется объемный чайник. Он водружается на самовар сверху.
В чаши разливается только заваренный напиток без добавления сахара и воды, а сладкое кушают вприкуску. Главная особенность такого варианта заключается в размерах заварного чайника и его прогреве, ведь напиток требует высокой температуры. Второй способ отличается от первого тем, что самовар заменяется чайником, а для предотвращения потерь тепла используется специальная грелка, которой накрывается заварник. Почти такая же методика присутствует в традиционном английском чаепитии. Полученный напиток водой не разбавляют, а сладости употребляют также вприкуску. Третий вариант имеет советские корни. Методика заключается в получении очень крепкой заварки, которую разбавляют водой уже в чашках. В некоторых случаях, таким же образом поступают при использовании самовара.
Русское чаепитие предполагает наличие хотя бы небольшого времени, оно не происходит наспех. Причем не принято пить чай молча и проводить целый ритуал, как у японцев или китайцев, а то и устраивать представление, как англичане. Своим молчанием до глубины души можно обидеть хозяев дома. Как правило, русское чаепитие предполагает использование черного чая (как его принято классифицировать в Европе), который выращен в Китае, в Индии или на Цейлоне.
Янлоудун и Ханькоу — центры чайной торговли в Китае
Чай, который продавали в России, выращивали в основном в провинциях Хубэй и Хунань. Особенно славился чай с холмов на юго-западе нынешнего округа Сяньнин 咸宁. Центром чайной торговли с Россией долгое время был небольшой городок Янлоудун 羊楼洞 (ныне — в городском уезде Чиби 赤壁 городского округа Сяньнин пров. Хубэй), расположенный недалеко от нынешнего Уханя. Во времена правления династий Сун (960-1279) и Мин (1368-1644) чай оттуда поставляли в Монголию, где его меняли у степных кочевников на лошадей. Из Монголии чай и монгольская традиция чаепития распространились среди народов Сибири.
Первоначально чайная торговля в Китае находилась в руках китайцев. После Второй Опиумной войны (1856-1860) для международной торговли был открыт город Ханькоу 汉口 (ныне — часть Уханя). В 1863 году русские купцы обосновались в Янлоудуне и Ханькоу, где наряду с британской, французской и немецкой торговыми концессиями появилась русская. В 1873 году Семён Васильевич Литвинов основал в Ханькоу фабрику кирпичного чая «С.В.Литвинов и Ко». Его основным конкурентом стала фабрика «Токмаков, Молотков и Ко». Вскоре здесь появились и другие чайные фабрики. Значение Янлоудуна начало постепенно снижаться. К концу XIX века европейские чаеторговцы переориентировались в основном на торговлю индийским и цейлонским чаем, и русская концессия процветала.
Русская концессия в Ханькоу, фото 1910 года
Между 1880 и 1882 годами в Ханькоу была построена церковь Святого Александра Невского, ставшая духовным центром русской концессии. В 1891 году цесаревич Николай во время своего Восточного путешествия посетил Ханькоу, где ему преподнесли хлеб на блюде из прессованного чая.
Церковь Александра Невского в Ханькоу
Чайная экономика
История появления чая в России
Полина Лучанова
Существует несколько теорий появления чая в нашей стране. Есть теория от западников (вот, даже и чай у нас без политики не обходится) про то, как Пётр I завёз в Россию кофе, трубки с табаком, кургузые венгерские кафтаны, бритые подбородки и чай. С западниками спорят славянофилы, которые вспоминают о казачьих походах в Китай ещё в самом начале шестнадцатого века. Вспоминают и царя Михаила Фёдоровича Романова, которому китайские послы привезли несколько ящиков чая.
Дорогие мои! Если мы говорим о русском чаепитии, как о национальной традиции, то почему вспоминаем о Михаиле Романове и его потомке Петре? Ну завезли они (или подарили им) чай и что? У бывшего министра Улюкаева при обыске нашли 3-х килограммовые золотые монеты. Могу ли я утверждать, что у россиян в начале двадцать первого века появилась традиция отливать из золота монеты в три килограмма весом?
Чай, как напиток, появился в России задолго до Романовых и случилось это явление ещё во времена монгольского нашествия. Можно предположить, что про чай знали казаки сибирские и казаки уральские, которые просто не могли не общаться со своими восточными соседями, которые этот самый чай употребляли просто очень давно.
Однако, отечественный потребитель много веков выбирал отечественного же производителя и предпочитал свои прохладительные напитки: квас (которого было огромное количество видов), сбитень, всевозможные фруктовые и ягодные взвары и перевары, меды и даже щи, которые были так газированы, что требовали специальной крепкой посуды.
Наступление чая на Россию началось в самом конце семнадцатого века. Сначала чайным городом стала Москва, потом центром чайной торговли стал Нижний Новгород. В те времена чай был достаточно дорог, а потому пили его, в основном, аристократы и богатые купцы. Можно сказать, что где-то в конце семнадцатого века в России появилась мода на «утончённую западную жизнь». Просвещённые европейцы кваса не пьют. Они кофе кушают и чай. Вот и потянулись «элиты» за модой.
Однако, постепенно цена на чай снижалась, поскольку чай в Китае не покупали, а меняли на ткани, выделанные кожи, изделия металлургии. Соответственно, с развитием промышленности в России снижалась себестоимость собственной продукции и автоматически, поскольку торговля была меновой, снижалась стоимость чая.
Главной проблемой была доставка. Россия была единственной европейской страной, которая доставляла чай сухим путём. Были в такой доставке плюсы (чай плохо переносил морские путешествия и существенно терял в качестве), но был и большой минус – тысячи километров на лошадях. Это очень долго, а потому и очень дорого.
И только к началу девятнадцатого века чай начали пить все сословия. К этому времени построили Самаро-Уфимскую и Екатеринбургско-Тюменскую железные дороги, что существенно ускорило доставку. А кроме того чай начали ввозить морским путём, в том числе из Индии и с Цейлона. Цена на чай просто рухнула и пить его начали все сословия. В 1886 году чай был введён в состав армейского пищевого довольствия, а с 1890 года чаем начали поить и рабочих на фабриках.
Аристократы пили дорогой китайский чай элитных сортов и европейские ароматизированные сорта чая. Купечество предпочитало чай чёрный, с хорошим тёмным настоем, не такой крепкий, как заваривали в среде аристократов, но в гораздо больших количествах. Простой народ, традиционно, пил чай низкосортный. В те же времена появились и первые фальсифицированные чаи.
Нужно сказать, и в девятнадцатом веке чай пили не во всей России. Пили чай в Сибири и на Урале, на Нижней Волге, в Москве и её окрестностях. А вот Петербург долгое время предпочитал кофе. Не пили чай на Украине, в Белоруссии, на Дону и на Среднем Поволжье. В первой половине 19 века 60 % ввозимого в Россию чая потребляла Москва. Однако, к концу девятнадцатого века чай распространился уже по всей территории Российской империи и страна вышла на первое место в мире по потреблению чая (исключая Китай, поскольку по потреблению чая в Китае как не было статистики тогда, так нет её и сейчас).
В конце 19 века чай начали выращивать в России. Кстати, выращивали очень приличные сорта, которые получали медали на международных выставках и оценивались знатоками даже выше ординарных китайских чёрных чаёв.
Потом был советский чайный период, когда чай, без преувеличения, пили все: в детских садах и пионерских лагерях, в армии, во всех заведениях общественного питания, на работе и дома. Правда, в этот период народ пил чай не очень хорошего качества. Тут можно было бы вспомнить товарищей Мжаванадзе и Шеварнадзе, которые хорошо потрудились над снижением этого самого качества. Но сейчас мы говорим не о чайных паразитах, а о чайных традициях в России.
Чай для всех
Почему мы чай называем «чаем»?
Разные пути проникновения чая — сухопутный в Россию и морской в Европу (прежде всего, в Англию) нашли свое отражение в языке. Так, русское слово «чай» происходит от северокитайского чтения иероглифа 茶 (чай) — chá. В провинции Гуандун, откуда португальцы с XVI века везли чай в страны Европы, Южной Америки и т.д., иероглиф 茶 также читался как cha, поэтому на португальском языке «чай» звучит как chá.
В конце XVI века Китай и Япония ввели морское эмбарго, после чего испанские и голландские колонисты были вынуждены переселиться на Тайвань, в то время еще свободный от контроля внешней торговли. Население находящейся рядом на материке провинции Фуцзянь занялось контрабандой чаем. На диалекте амой (или сямэнь) слово «чай» произносится как te, и именно это произношение переняли испанские и голландские колонисты. От них оно вошло в испанский, итальянский, французский, немецкий, английский и другие европейские языки.